Ну вот и я похохотал. Хоть и через 25 лет после описанного Мишей случая. Да! Как у каждого хирурга - своё кладбище, так у каждого пилота свои "незабываемые впечатления". Мы с Микой отработали на Кулеви в мае 1978-го по Гене Гридасову, не переключив "Курс заданный" из РСБН в БЦВС. Я марочки собрал по нулям, относ проконтролировал, "ГП" горит, "Главный" включён, перед этим сбросили на "пять". Вообщем сижу, жду в предвкушении "прямого" ... Мика перекрестие РПО держит так же по нулям, а что линия пути мимо цели - зто его тогда еще не интересовало... А зря! Дальность текущая с относом сравнялась, машина "бонбу" и отцепила с характерным стуком сработавшего пиропатрона. Паузу после моего доклада: "Я такой-то сработал по... " и информацией об азимуте и дальности отклонения истолковывал я изумлением РП от невиданной точности удара этого хоть и молодого, но безусловно толкового и весьма перспективного экипажа. Потом Гена вернул меня с небес на землю, удовлетворяя мою настойчивость, - "Вот сейчас осколки со стола уберу и отвечу!" Шутил он, конечно, остались силы на это... Осколок бомбы, Гридасовым привезённый мне на память, я хранил долго, пока не подарил одному достойному старшему товарищу. Будучи около пяти лет в генштабе я использовал тот осколок для определения "авиаторости" некоторых людей в авиационной форме. Были такие - "чкаловы" на словах, а на вопрос: "что это и отчего?" (а показывал я тот осколок П-50-75) - мычание. Я их называл "пингвины" - крылья есть, а не летают. А правило "Не уверен - не бросай!" усвоил надолго.
И еще запомнилось: полет на вертолете туда и обратно на малой высоте, все видно: пустыня, пески, и вдруг стоят 2 или 3 панельных ДОСа, и около каждого до 2-3 этажа наметен песчаный бархан, подумалось, как там живут и служат люди? ведь панели на солнце должны нагреваться очень сильно, при 40 - градусной жаре. И еще: Карьер, огромный, внизу маленькие, как игрушечные, Белазики ползали, а над карьером висел вертолет, работал вентилятором, иначе там, наверное, все бы сварились. Мне потом, когда начал про карьер расспрашивать, сказали, что Узбекистан - республика богатая, там добывали золото карьерным способом, а может, и еще чего-нибудь, о чем предпочли промолчать. Да, а помните наше ночное построение и НЛО в Каршах?
Полигон "Каган". Я на нем неделю или две прожил. Воду туда привозили раз в неделю на КПМ-ке, запомнился душ там: Висит в кабинке тоненький шланг, на него напялено половина чехла от зубной щетки, в котором проделаны три маленьких отверстия, как иголкой, это, так сказать, сито у душа, чтобы воду не расходовали много любители помыться, мыться там было плохо, но перегрев организма снимал, с задачей справлялся. Я там по наивности, как "умная маша" решил позагорать, На крыше, на КП, она там была, как положено, плоская, днем -жарко, дай думаю, пока солнце всходит, позагораю, так вот, пока верхний край солнца показался из-за горизонта и когда нижний край солнца оторвался от горизонта - я загорал,остальное время на полигоне я мучился с солнечным ожогом. Краснее себя я раков вареных не видел.
Да много чего было ... Расcкажу про другой экипаж. Сначало предистория: После прилета в Карши встал вопрос о продолжении боевой подготовки. Какой то полигон был поблизости, позывной не помню, но р\локационной цели не было, прилетел я туда на вертолете, смотрю, уголковые отражатели лежат навалом метрах в двадцати от КП. Транспорта никакого, на руках уголки не унесешь и мы с солдатиками тут же их поставили. Я примерно отрегулировал их по высоте и курсу. Потом уголки облетали, дальность обнаружения 20 и более км, только работать по нему можно как по выносу. Ночные полеты, на полигоне Ваня Винтер. Я на аэродроме, выпускаем молодежь 2аэ на б\метание. Перед каждым полетом проверяем, чтобы "вынос" был включен. Вот прилетел этот экипаж с прицеливания, все нормально, цель в перекрестии (ждали когда пленка проявится), "вынос" включен, выпустили на б\метание. Ждем. Заруливает экипаж на стоянку, бомбы нет, ну, думаю, для начала не плохо. Вылазит экипаж из кабины, вижу немного растроены чем-то. Спрашиваю: Как отработали? Отвечают: Отработали нормально, только руководитель на полигоне заорал, чтобы мы больше не приходили. Я в кабину, "ВЫНОС" выключен?!! Бомба пошла по уголкам, а это в 20 метрах от Вани. После всего, что я им сказал, добавил: завтра ваша основная задача не попасть на глаза Винтеру. На другой день прилетает Ваня и первое, что он сказал: где эти м.....ки, я им ....! К счастью для Вани, да для всех нас экипаж был не опытный и бомба ушла с перелетом, но окна на КП задрожали.
Это штурман из молодых, зовут его Саша, фамилию не помню, к сожалению, не гладко все у него шло как-то по жизни и по специальности, у меня о нем интересный момент в памяти остался. Он только начинал летать, привел я народ на ЦЗ, перед полетами на тренаж, подвел его к самолету, передал в опытные руки штурмана звена и говорю, мол, готовься к полету, звеньевой будет сидеть в кресле летчика и ты ему будешь рассказывать свою работу в полете по маршруту, только руками ничего не трогай красное и ничего не нажимай, понял? - Понял. Сам стою внизу у стремянки. Штурман звена заставил его надеть шпрехен-шапку, тренаж начался. Вдруг слышу выстрел и вижу над Саниной каской, торчащей из кабины самолета, синеватый дымок,(а ведь мы получали на полеты пистолеты, зная этого Сашу, можете представить, какие мысли мелькнули в моей голове, Затем эта голова в ЗШ поворачивается вправо и смотрит на меня совершенно ошарашенным взглядом, слева из кабины слышется рев штурмана звена, и что тут думать? Оказывается Саня подключил, как положено, шр ЗШ, а затем просто так, из любопытства, нажал кнопку обогрев ГШ, сработал пиропатрон на его шпрехен-шапке, словом, я не знал, то ли смеяться, то ли плакать, а у окружающей среды хохот стоял до коликов в животе. Он вобще интересный индивидуум, какая-то детская непосредственность и стремление изучать окружающий мир. С ним связанное у меня еще есть воспоминание: с ним у меня на взлете, после отрыва, загорелись пожар левого, правого и пожар хвоста, оказывается, он решил в этот момент проверить исправность срабатывания сигнализации о пожаре(спрашиваются далее мои действия), а он просто нажал кнопки проверки. Картина маслом.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]