Главная ГАРНИЗОН КОПИТНАРИ Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSСуббота, 04.05.2024, 15:16
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [4]
матчасть [1]
Воспоминания однополчан [8]
Воспоминания однополчан

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 288

Каталог статей
Главная » Статьи » Воспоминания однополчан

Вывод. Часть первая .
Тема, требующая продолжения Вывод (можно и «Исход» - евреи, надеюсь не обидятся на заимствование устоявшегося исторического понятия). Продолжения, прежде всего, участниками того «исхода» частей и соединений советской армии, переименованной в 1992 году в Российскую, из Закавказского военного округа, позже - в Группы российских войск в Закавказье. Просьба огромная к свидетелям и участникам тех событий! Добавляя, не врать, не придумывать, а строго руководствоваться правилом легендарного партизанского командира Ковпака, делившего всю информацию на три группы: Видел; Думаю; Хлопцы говорят. Предпочтительнее - Видел. Наврать и без нас найдется множество желающих – сейчас столько «экспертов» развелось, а копнешь его биографию – пустышка, болтолог. Вывод 143 бомбардировочного авиационного полка из Грузии (с сайта 143 бап – «143kopitnari.ucoz.ru») Просмотров: 5625 | Author: Сергей Сорокин | Добавил: ssa1953 | Дата: 15.05.2010 | Комментарии (2) Если кто-то из участников тех событий, прочитав этот материал, сочтёт что-то неверным, искажающим действительность, у них есть право написать это по-своему, так, как сделали это первые. Пишите, размещайте, поправляйте, дополняйте. Все мы от такого только выиграем, очень хочется надеяться, что не навредим полковому, гарнизонному братству, да и нашей армии. Костя Юрганов и я - Сорокин С.А. (Костя – много, много, много больше меня сделавший для этого) самостоятельно, почти одновременно пришли к мысли о необходимости создания сайта копитнарцев, в первую очередь, конечно, как сайта 143 бомбардировочного авиационного полка. Сейчас (2023 год) есть два сайта полка. Первый: 143kopitnari.ucoz.ru, объём памяти, отведенный на ucoz.ru, небольшой и мы его почти полностью уже использовали. Но он очень ценен, т.к. на нем расположены и еще есть немного места именно для исторических фото, черно-белых, на них правда нашего прошлого и ничего кроме правды. На этом сайте собрали и разместили более 1000 фотографий (за первый год), нашли чуть больше 100 однополчан, в двух местах (в Мариуполе и на Урале - в Касли) на День авиации собрались кто смог. Части из нас удалось собраться на МАКСе 2009, 2011, пять раз в Касли у Гены Шубина. Для организации этих встреч тоже использовали сайт. И второй сайт kopitnari143.ucoz.ru (структурно такой же, как и первый), но на нём наша нынешняя жизнь и фото, и текстовые файлы. Мы всем копитнарцам, авторизовавшимся на этом ресурсе, даем права «Администратора сайта». Не только служившим в полку, но и служившим в других частях гарнизона, детям копитнарцев, – все они люди свои, желанные, равные среди равных на нём. По восстановлению письменной истории полка, гарнизона Копитнари всё шло дружненько, живо, пока не дошли примерно до 1990 года. А дальше трудности пошли, поскольку уже многих лично-то уже не знаешь, живая связь, а с ней и доверие отсутствует. А когда дошли до вывода полка в 1992 году – вообще остановилось. Долго собирался этот материал. Трудно. Молчанием обойден этот славный эпизод жизни полка, да и всего копитнарского гарнизона. Копитнарцы не оставили в Грузии ни одного самолёта!! Ни одного! И это в тех, сложнейших условиях! Немногие из закавказцев могут сказать, что и их полк вышел так же. Молчали. Долго. По чуть-чуть раскачали. Общая картина, со слов участников, представляется следующей. Деградация государственного управления (демократия, перестройка) привела к тому, что военные (на местах) были просто брошены на произвол. Многих «родины» позвали (солдатиков вообще не стало, кроме местных – за что «спасибо» нашим нардепам, протолкнувшим это популисткое решение), шатание в офицерской среде (по этой же причине), кормить семьи нечем (вспомните 91 - 92 годы), деньги - ничто и с задержкой. На базар в Кутаиси и Самтредиа на Камазе с автоматами. Про вывод сказали (начальство), но тянут. Вооруженные банды (то гамсахурдики, то правительственные, якобы), стрельба как звуковое сопровождение повседневной жизни (ночной - тоже). На аэродром и с аэродрома «через фронт» (одно время он проходил, разделяя жилой городок и аэродром). Снабжение - уходит в ноль. Кормят как-то летный и техсостав. Семьи - что добыл. «Тырят» на разных уровнях и с разных сторон. Местное население снимают «колючку» с ограждения аэродрома и в рейды на стоянки. В ответ охрана офицерскими патрулями. Ночь, света и связи нет. Шаги, шум посторонний - короткая очередь, а утром посмотрим, кого завалили. Чаще скотину домашнюю. Так выживали. Когда уже вывод начался - провода и кабели в цветмет и хлеба купить! Уровень комбата/комполка - своя картина. И дело делают, но и осознают, что вывести материальные ценности все равно не удастся (ж/д сообщения нет, на автомобильных дорогах – «махновщина», можно вывезти только по воздуху), что-то и «толкают», а что-то и напраслиной вешают на них. Тем не менее, вывели ВСЕ САМОЛЕТЫ, оружие стрелковое, боеприпасы авиационные, людей, личные вещи – один Ил-76 примерно на 10 семей. Случалось, что в борьбе за жилой городок командир полка (Бурчук Г.Ф.) поднимал в воздух самолёты полка для поддержки офицеров, охранявших городок! Мало пока написанного участниками, которым только и можно верить. Разумеется, это их субъективное видение, с того места, что они занимали в то время. Чем больше будет таких свидетельств, тем точнее будет описана история вывода, тем меньше будет возможности впоследствии (когда станет меньше участников тех событий), переврать по недомыслию или в угоду чему или кому-либо. Есть мнение, и небезосновательное, что многим живым участникам тех событий мешают сказать, написать правду «скелеты в их шкафу» - не все или не всегда вели себя достойно в сложной ситуации. Тем более стоит всё зафиксировать, чтоб стойкость, мужество, героизм остальных, был не забыт, а ведь они составляли большинство, если задачу все-таки выполнили. Судить действия (бездействие) кого-либо могут, имеют на то моральное право, только участвовавшие в тех событиях, служившие там и тогда, видевшие всё своими глазами, чувствовавшие своими нервами. Дальше всё практически без правок и изъятий. К одному из первых, к кому я обратился, и в честности которого не сомневаюсь, был Сергей Сергеевич Рагулин. В Копитнари он служил с 72 года (после выпуска из училища от летчика и до замены в Польшу в начале 80-тых в должности заместителя командира полка по лётной подготовке), потом, в 90-х старший лётчик-инспектор БП 34 ВА. Я (ССА): «Серёжа, привет! Посмотри, может что-то навеет и запишешь свои впечатления (по Копитнари). «Б…ка» просил я это сделать. Он без энтузиазма к этому предложению отнёсся. Вот больше года - молчок. И сайт полка ему давал, и звонил. У меня были подозрения, поясняющие его реакцию, а недавно получил подтверждение от одного офицера, служившего в то время в виде реплики «почти у каждого из нас есть свой «скелет в шкафу», который не даёт говорить правду». Зная тебя, уверен в честности и прямоте, как и в отсутствии скелета... Сергей Рагулин: «Серёж, привет! Да, я в то время как раз был в должности старшего лётчика инспектора 34 ВА, и до сих пор не могу понять, почему ты раньше не обратился ко мне с этой просьбой. Меньше всего по выводу были задействованы лётный состав, а нас оставалось немного. Начальник службы безопасности Гладких (инициалы не помню). Начальник классификационной комиссии Паша Гинц (умер сразу после отъезда из Тбилиси). Лётчики-инспекторы: я, Коля Чаплицкий (погиб), Миша Бондаренко (ждал приказ о дембеле), Марун (перевёлся на Дальний Восток), начальник транспортной авиации Сальников Паша. Из генералов - зам. командующего Тындытников Дмитрий К. Заместитель командующего по Б.П. Конюшин В. Вот эти люди остались в ВА, к нам потом присоединился нач. штаба ВА Батура (впоследствии погиб на Дальнем Востоке). Был приказ МО лётный состав перевести в Германию, чтобы мы попали под вывод и тогда нам бы светила квартира по выводу, если помнишь, был договор с немцами о строительстве городков для поселения выведенных войск. В Германию мы не попали, туда поехали лётчики из штаба ВВС, ты понял, о чём я хотел сказать. Выводом (воровством) занимался тыл 34 ВА, главным, кто всё это возглавлял, был начальник тыла полковник Бондаренко и, естественно, все начальники служб, вот они-то и вершили все события по выводу. Лётчиков к этой кормушке не допускали и старались делать так, чтобы мы меньше знали. Все события проходили без нашего участия, мы кое-что узнавали, но информация была скудная и закрытая, то, что я знаю смогу рассказать. Конкретно моё участие было подавлено Тындытниковым. Я неоднократно просился сдать аэродром Копитнари, но всегда получал отказ по причине, что это не наше дело, пусть этим занимается тыл. А тыл в полном смысле этого слова занимался, только себе в карман. Я жил в гостинице в Алексеевке, это аэропорт Тбилиси, на втором этаже в номере, если можно его так назвать, «полулюкс» с Колей Чаплицким, бывшим замполитом из Ситал-Чая, он много мне рассказал и про тыловиков, и про командование ВА. Напротив нас жил зам. командующего Тындытников. Как-то заходит он к нам и говорит, что теперь с вами будет жить главный химик ВА (фамилию забыл), мы удивились, какое отношение имеет химик к лётчикам? Но скоро всё стало ясно. Этот «химик» вызывает «химика» из Цхакая и начинают «химичить»: огромное количество техники, которое стояло на НЗ, они продают местным грузинам и всё за наличку, а то, что можно было продать через грузинские фирмы, продавалось и за границу, ну, например, противогазы, которые только что пришли на всю ВА (это, примерно, 5 или 7 вагонов) были проданы в Иран по 36-40 долларов за штуку. Куда пошли эти деньги? Информация эта точная рассказал про неё химик из Цхакая, он когда был выпивши, болтал про всё. А сколько было продано машин, я такого количества машин, спецтехники не видел в жизни! Деньги, естественно, делились между командованием, немного доставалось исполнителям. Маленький пример, как-то ночью врываются наши «химики» пьяные и начинают шуметь. Я терпел, терпел, но потом встал, выхожу в зал, а там эти два недоноска с бабами с водкой, шампанским, жратвой начинают пир. Мужики, потише нельзя?! Они в две глотки начали возмущаться, я говорю сейчас пойду, разбужу зам командующего, а они иди, мол, он, наверное, спать ещё не лег, был с нами. Мне стало понятно всё и то, почему он его поселил к нам в зал. Ещё пример. Склады были переполнены обмундированием. Сделали объявление, завтра получают имущество тыл, а послезавтра лётный состав, мы удивились. Всегда было наоборот. Что ты думаешь, утром нас возила машина на работу, по пути заезжали рядом со складами жилой городок, заезжаем туда, а там нам сообщают новость, что ночью грузины напали на склады и захватили их. Это один маленький пример, а сколько их было. Полетели сдавать Ширакскую дивизию. Комдив был хороший мой товарищ и вообще хороший человек Виктор Павлович Иванов, почему был, - потерялись мы, хотя я точно знаю он где-то в Москве (я знал его начальником направления ГОМУ Генштаба РФ – Рем. ССА). Короче, сидим мы у него в кабинете, вбегает прапорщик, грузинской национальности, морда разбита, сопли красные, говорит, что он ехал из нижнего городка в верхний и на него напали люди с автоматами, набили морду и забрали авто. Палыч говорит, что это вторая машина, угнанная у тебя за неделю, ему с первой поверили, дали вторую, а он умудрился и эту сдать своим. Я про это рассказываю, чтобы понятна обстановка, которая там была. Прапор творил по мелочам, ну а кто был в больших должностях, заимел на 34ВА состояние. Кстати, Бондаренко, который зам по тылу был, генерала получил за три дня, как говорят, до сдачи ВА. Большие объекты, которые находились на территориях азербайджанцев и армян сдавал он лично со своей командой и эту команду потом взял с собой обворовывать или (сдавать) на вывод войск из Германии. Вот так, а ты хочешь правду узнать. Правда здесь одна, - кто занимал большие должности, тот и воровал. Только по этой причине последний командир полка ничего не расскажет, потому что они вместе с комбатом занимались тем же, чем и Бондаренко, только по своим масштабам, а пример вот он. При сдаче аэродрома Копитнари, все кабеля, которые идут к приводам были украдены, это рассказали ребята, которые подписывали акт сдачи аэродрома. Конечно, правильно написаны статьи (см. материалы про вывод 882 орап), я их внимательно прочитал, там голая правда про наши безобразия, нашу бесхозяйственность, воровство в государственном масштабе! Мало того, что они воры, они после этого ещё и должности отхватили в Москве и сейчас живут припеваючи. Конюшин занимал должность зам по БП ВВС, Тындытников осел в Ростовской армии. Я тоже чуть не остался служить дальше, подвёл Саня Руцкой, сел в Лефортово, мы раньше дружили, ещё с армии, знало это командование, но резко поменяло свои взгляды, когда Ельцин упрятал их с Хасбулатовым. В выводе войск нам отвели маленькую роль, когда разбился самолёт АН-12, с семьями, в основном с жёнами и детьми, при взлёте с аэродрома Нахичевань, на глазах их мужиков, - лётчик перегрузил самолёт, конечно не по своей воле, желание было как бы поскорее и побольше вывезти семьи, стояла жара 37 градусов, полоса короткая и кончалась обрывом, короче, жив остался солдат, который вывалился в дырку, образовавшуюся после того, как оторвалась основная стойка шасси. Тогда был издан приказ отправить нас летчиков по аэродромам для обеспечения выпусков транспортной авиации и осуществления контроля. Мне достался аэродром Кировабад, то есть Гянджа. Я просидел там неделю: с одной стороны азеры, с другой десантники, азеры их боялись, выпуск самолетов контролировали они. То, что написано в статьях, правда, эти звери снимали даже обмундирование с наших солдат. Знаю точно, что мы практически всё оставили у этих зверей. В Далляр пришли новейшие разведчики, не успело ещё прийти навесное оборудование, эшелоны были в пути, они захватили все. Я считал, что кто-то должен за это ответить, но наше государство не стало этого делать по той причине, что верхушка его замарана в этом, то, что сейчас творится ненамного лучше бывшей обстановки. Мне кажется, что мы до сих пор играем с кем-то. C комприветом С.С. Рагулин». Я обратился с этим письмом С. Рагулина к нескольким копитнарцам, кому верю, как себе, дал прочесть для того, чтоб решать, надо ли всё это вывешивать на сайте полка и в этом виде? Я-то ведь в то время там не был, своими глазами не видел, не участвовал – ну кто я такой, что б определять?! Вот один из ответов. ….. «…С Рагулиным С.С. полностью согласен. Честных людей к таким делам не допускают, а если что-то не получается - пытаются купить. Если и это не удается, то ... Когда крутятся огромные деньги - цена человеческой жизни «0». Да что я Вам рассказываю? Вы и сами это прекрасно знаете. Одно успокаивало - уродов всё же было немного, единицы. Боюсь, что сейчас ситуация гораздо хуже. Пришло поколение «пепси» и каждый второй из них маму родную продаст... Хорошо, что дал читать.» Получил от одного из инженерно-технического состава полка тех лет и еще раз убедился, что историю, близкую к реальной, можно написать только собрав как можно больше описаний силами её участников. И что судить не мне, да и стоит ли? А вот знать и помнить – надо! «Здравствуйте, Сергей Алексеевич! Не стоит извиняться, я очень рад, что нашёлся ещё один однополчанин. Да, Вы правы, меня причислить к копитнарцам, можно с большим трудом. Я в Копитнари служил чуть больше года (с августа 1991 по сентябрь 1992), но это был последний и самый трудный год базирования нашего полка на грузинской земле. Пришлось обучить военному делу жену и семилетнюю дочь. Они у меня уверенно могли пользоваться пистолетом, автоматом и ручной гранатой. А от автоматной очереди под окном, даже не просыпались, до того это было привычно. Когда мы уходили на полёты, городок, практически, оставался без прикрытия. Спасибо десантникам из Кутаисской ДШБ, хоть с охраной аэродрома помогли. Но, в общем и целом, ушли мы оттуда достойно, хотя и не всё было гладко. Спасибо за создание копитнарского сайта. Дело нужное и достойное. Сайт получился удобный, рабочий, без лишних наворотов. К сожалению, я там нашёл всего несколько знакомых фамилий, но думаю, что это не беда. Количество личного состава со временем увеличится. Я адрес сайта отправлю всем копитнарцам (кого уже нашёл и ещё найду в интернете). И, конечно же, постараюсь пополнить своими воспоминаниями. Жаль, что фотографий этого периода у меня нет (не до них было). Б... (ваш однокашник по БВВАУЛ) отмалчивается потому, что в период вывода был командиром. У каждого человека есть «скелет в шкафу», о котором не очень приятно вспоминать, а это как раз тот случай. Пишите, Буду рад общению. Всего самого доброго и наилучшего!» И ещё от него же, но после прочтения им записей С. Рагулина: «Крик души. Алексеевич, а те кАбели на аэродроме (о которых Рагулин рассказал), в основном, наши хлопцы выкопали и на металл сдали не потому, что воры, а потому, что жрать семьям нечего было. А наше «доблестное командование» ответило женсовету, типа, валите отсель. Вы тут и на х.. некому не нужны, мы военнослужащих кормим. И семьи офицеров («без скелета в шкафу») питались, тем, что приносили со столовой (мне это до сих пор жена припоминает, при случае). Конечно, были и те, кому война - мать родна, но таких было немного. Чтобы купить булку хлеба, занимали очередь и стояли в ней с двух часов ночи. А когда грузиняки, втихаря, поснимали колючку в зонах, то и мы в беспредел пошли, немало свиней и буйволов постреляли (если помните, они там, как дикие ходили). Не потому, что мы бандиты какие-то, страшно было. Уходишь на сутки охранять эскадрильскую стоянку и не знаешь, вернёшься ли. Ни связи, ни освещения на стоянках не было. Если не было ответа на «стой кто идёт», следовала короткая очередь, а уж когда рассветало, смотрели, кого завалили. Транспортные самолёты, в основном, уходили с чаем и мандаринами. Хорошо, если 1,5…2 тонны было военного груза. Не было среди нас «настоящих буйных», надо было власть брать в свои руки. Не все вернулись бы в Россию, но и грузины бы нас надолго запомнили! Да и в военном городке (новом) в Морозовске живёт всякая местная х…., тоже благодаря Б...и воды (питьевой) в этом городке тоже нет – его заслуга («лёг» под местные власти, а может купили…). Та вода, что течёт из местных скважин, которые турки оставили (городской водоканал нас водой не обеспечивает, но нашими очистными, почему-то, пользуется весь город). Слава Богу, что войны нет, а то умылись бы кровью с такими «командующими».» Фамилия, имя, отчество этого инженера у меня есть, но живёт он в Морозовске, не хочу «светить». Ему еще там жить. Ещё одно свидетельство участника. Спасибо ему и за сделанное, и за написанное, а получили мы его благодаря инициативе Гены Шубина: Шубин Г.А.: «Сережа, я поздравил Илькама Шарипова с днем рождения на гостевой (я его и не помнил). В карточке дата стоит, я и повесил поздравление. Он вышел на меня в «Одноклассниках». Оказалось, он уволился из Морозовска сразу после вывода. Я и зацепился. Добро получено. Только я сказал, что мы с тобой отредактируем, ему покажем или скажем и можно размещать. Думаю, после первой статьи желающие поделиться своими впечатлениями еще найдутся, эта статья их подстегнёт.» Итак, Илькам Шарипов: «Немного о себе: в 1974 году закончил Пермское ВАТУ, в 1980 Киевское ВВИАУ. В Копитнари я приехал в 1985 году по замене из ГСВГ на должность начальника ПППР вместо Кудрявцева. Просмотрев позицию, особенно состояние техники ужаснулся, из 26 спецавтотехники на ходу были 2. Конечно, в сравнении с тем, что я оставил Кудрявцеву, все было ужасно. Тут еще замполит начал требовать отдавать автокран грузинам, чтоб им, что-то строить. Когда я отказался, у нас с ним начались трения и знаю, что все это сыграло отрицательную роль в моей карьере. К концу 86 года правдами и не правдами почти все привели в порядок и еще получили две позиции в комплекте с новой автотехникой, которая сыграла очень большую роль в организации помощи многим офицерам полка при выводе в 92 году. В 1988 году с помощью своих одноклассников, которые уже были в должностях в Нальчике, и в Москве я оформился, и уехал в Ирак, зная, что в Копитнари замполит будет всячески мешать моему назначению на вышестоящую должность. В связи с событиями в Ираке в 90 году, пришлось семью отправить снова в Копитнари, и к концу года сам тоже вернулся. Полк уже был в подчинении Тбилиси, были другие люди, но со всеми сработался, но уже Грузия была другая (в последующем - август 91 г) и служба пошла не такая, какая была. Особенно после Нового года. Зиму прожили очень тяжело, без света, газа и тепла. Я купил буржуйку и поставил в зале квартиры и трубы вывел на балкон, запасся дровами. Но когда были ветра все ровно в квартире стоял дым. По вечерам с аэродрома притаскивал электростанцию и подключал 55-й дом. Еще мощная дизельная станция работала у Дома офицеров, еще несколько дизельных притащили с аэродрома, старались подключить все дома. Несколько раз пробовали подключиться и грузинам, но линия шла недалеко от дороги, сам наблюдал в районе второго городка, как грузины расстреливали линию из автоматов, чтоб перерубить провода. За продуктами на рынок в Кутаиси и в Самтредиа ездили организованно на Камазах и с автоматами. Начиная с весны, начались всякие провокации, по 4 городку дежурили с автоматами по 10 офицеров круглосуточно, так же шли и полеты, и служба. Вокруг городка, особенно по ночам, была стрельба и днем кстати тоже. Все дети сначала бегали туда, где стреляют, но потом как-то отучили. Так дожили до лета. В одно время был такой момент, когда фронт между «гамсахурдиками» и правительственными войсками проходил между 4-ым и 2-м городками (между городками два, от силы три километра – рем. ССА). Чуть правее, метров 200 от поста ГАИ лежали блоки и стояли какие-то грузины, но они нас пропускали, мы тоже были с оружием всегда. Но это продолжалось около месяца, все шутили, что на аэродром через фронт. Там не понятно было кто, кого и за что бились. Потом всё убрали, я уже эти политические события не вспомню. Где-то в июне я был старшим патруля по 4 городку, шли полеты, в 4-м городке, кроме патрулей, мужиков не было. Я был на КПП, когда к ГАИ подъехала колонна Икарусов, конец колонны был, где-то около ж/д переезда. На легковой машине к нам приехали 4 грузина и начали угрожать, требовать освобождения городка в течение 4-х часов. Во всех автобусах были вооруженные грузины, и эти сказали, что их разместят в городке в наших квартирах. Я тут же по рации доложил командиру. Мне запомнились слова командира, где-то через пять минут, он мне сказал пригласить этих грузин на КПП и включить громкую связь. Я двоих пригласил. И командир сказал, что, если колонна через 30 мин не уберется, я подниму два самолета и уничтожу колонну, команду готовить самолеты, говорит, я уже дал. Эти грузины начали между собой ругаться, а в это время над колонной начали проходить несколько СУ-24 друг за другом на малой высоте. Командир потом мне сказал, что он отправил офицеров вокруг, так как на дороге стояла эта колонна, и любом случае, не пускать их в городок. Эти спорили, спорили и уехали в сторону ГАИ. Через час, наверное, после начала приехал КАМАЗ с офицерами, самолеты проходили все ниже и ниже. Но в результате колонна уехала в сторону Кутаиси. Точно уже не помню, когда начали убегать солдаты из всех частей, но к лету их уже, по-моему, не было. Кто, как, не помню. Я всех своих собрал и предупредил обо всех последствиях для них. В полку только остались мои, около десяти солдат, они все должны были уволиться осенью. Все зоны охраняли офицеры по несколько человек. Частенько по ночам обстреливали, на позиции на ангаре не осталось ни одного целого стекла, я все боялся, что попадут по ракете, похоже они не старались попасть. У второго городка проходила железная дорога (метрах в 300-х, не более – рем. ССА) и по ночам иногда на дрезине проезжали грузины, обстреливая окна казарм. Однажды похитили всё вооружение полка вместе с дежурным и помощником, дневальным. К дежурному по полку поставили до этого железные двери и по ночам никому чужим не открывали. Тут пришел в 3 часа ночи дежурный по столовой (грузин жил в 4 городке с семьей) и ему открыли, так за ним ворвались вооруженные и связали всех бодрствующих, открыли ружпарк и все ящики с автоматами солдат, загрузили в машину и уехали, забрав и дежурных. Выехали за Самтредиа и их выбросили. Больше этого грузина и его семью в городке никто не видел. Я позже поехал в отпуск, в конце июля, наверное. В отпуске получил телеграмму, что планируется вывод полка и через Москву (Чкаловское) вернулся в Копитнари. Оказывается, в день моего возвращения утром все части в Грузии подняли по тревоге и самолеты все перебросили «за бугор». Рассказывали, что были проблемы сначала с летным, потом и техническим составом. Проблемы по перелету, так как семьи оставались Грузии, но их как-то командующий уговорил (специально прилетал), обещал летный состав сегодня же вернуть обратно и обещал сразу же начать вывоз семей с вещами. В этот же вечер мы начали дома собирать вещи, но зря поторопились. Первые 10-15 дней никто и не думал нам давать самолеты. Как-то вечером решили и разведали, как хранятся железнодорожные контейнеры на станции Самтредиа. В контейнерной никого не было. Вернувшись, собрались несколько человек и на 2-х машинах и автокране с прицепом поехали в Самтредиа, правда, всегда ездили с автоматами. Там мы загрузили все машины и, приехав на аэродром, разгрузили. Знали, что Ил-76-ые придется грузить вещами навалом, семей 10 в один самолет. Но вместо самолетов для семей, начали приходить самолеты за оборудованием. Так, на мою позицию прилетели 3 или 4 Ан-22 с каким-то полковником из тыла ВВС, и он начал командовать, грузить то, это и т.д. Его интересовали только новые автомобили, а не аппаратура. За несколько дней до этого у меня был инженер по вооружению из Тбилиси, и мы с ним составили план, что в первую очередь грузить. То, что говорил москвич, у нас планировалось в последнюю очередь, т.к. к этому времени обато свои машины передало или продало грузинам, точно не знаю, там торговля шла бойкая под разными предлогами. В полку остался один КАМАЗ обато с кунгом и мои машины: КАМАЗ, автокран, прицеп. Вот этот полковник решил забрать на этих Ан-22 мои машины, но когда я отказался, начал угрожать и т.д. Я позвонил в Тбилиси и получил одобрение послать этого полковника и грузить по плану. Шуму было, конечно, и командир на меня начал, а когда понял, для чего я это делаю, он же первым и послал москвича. Позже все были рады, что я их оставил, многие семьи (вещи) я вывез на этих двух машинах на аэродром. А примерно в конце августа начали приходить по несколько самолетов в день за семьями. Грузили с самого утра до поздней ночи, конечно, помогали друг другу. А за контейнерами больше не получилось, так как грузины «чухнули», что мы крадем их. Так-то было бы очень удобно. В, основном, вещи грузили навалом. Так продолжалось долго. В Пермь я вывез своих, снял квартиру и, устроив своих, уехал обратно через Самару, - заводской Ту-134 еще летал, на нем. Прилетев в Копитнари узнаю, что весь аэродром захватили грузины, оставив нам только штаб, посадили свои самолеты, у них их было штук 7-8, уволили весь персонал летной и технической столовой (но мы там продолжали как-то питаться все вместе: и техники и летчики, а обслуживали официантки грузинки). Да, еще забыл, до отъезда в Пермь посадили штук 6 Ан-124 и грузили их ракетами, КАБами. Опять кран мой понадобился, так мы их грузили, наверное, неделю, так же некоторым наземным оборудованием. Чуть позже была целая делегация представителей ВВС Грузии, среди них был и полковник - гл. инженер ВВС Грузии, которого пару лет назад выгнали за пьянку. Тогда шли такие дебаты, что им оставлять, что из оборудования они нам разрешат вывезти, так как с этого момента они оставляют на аэродроме таможню. Но еще оставались несколько семей, особенно те, кто хотел в Морозовск. Когда аэродром захватили грузины, я как-то решил сходить на позицию, я там забыл отправить формуляры всего оборудования аппаратуры, стоял пост грузинский, я в форме. Подхожу и сказал ему, что я начальник этого всего объекта и пойду туда, возьму документы. Когда начал разговаривать, я понял, что его спустили с гор и поставили сюда, короче в наглую прошел. То, что я там увидел, - я был в шоке. Ту аппаратуру, которую не успели отправить - расстреляли, прямо разлохматили, она вся стояла на авто, «кунги» только сняли, а машин нет, всю документацию разбросали. Я кое- что нашел и ушел оттуда. Сейчас о последнем Ил-76. Это было как раз в тот момент, когда грузины ввели таможню, он не успел улететь, а был уже загружен. Грузины решили самолет проверить и сказали разгрузить, естественно, мы против, семьи в самолете, а грузины не дают запускать. Так мурыжили долго, самолет окружили автоматчики и никого не пускали, и не выпускали. И, наверное, были моменты, когда командир полка, как-то отключался от всего, не выдерживали, похоже, нервы, но зато нач. штаба Андрей Горбачев всегда был боевой, всегда умел всех организовать вокруг себя и принимал решения за всех. Вот он в штабе собрал нескольких офицеров, в т.ч. и я там был и изложил свой план, как выпустить самолет. Вроде уже в Москве знали, что делают грузины, в самолете же были и жены, и дети, они держат. Так вот решили грузин взять внезапностью. Одели всех офицеров в бронежилеты, раздали пулеметы и автоматы, посадили в Камаз и на большой скорости подъехали к самолету. Половина народа начало выпрыгивать, а грузины разбежались и убежали в сторону аэропорта, Горбачев остался у самолета, я поехал, включив сирену, за грузинами, они подумали, что я их еду давить и в кусты, а я дальше по взлетке и через определенные метры останавливаясь и высаживая личный состав вдоль взлетки, доехал до конца, даже дальше остановился. ИЛ-76 уже рулить начал, вырулил на взлетку и улетел. Я собрал всех обратно, приехали к штабу, всё сдали и уехали в 4 городок, хорошо вечером отметили и легли спать. Как я говорил, уже жили все в 59-ом доме, как-то по подразделениям, да этот дом только и охраняли и КПП. Потом пришел приказ о моем переводе в Пермь. Я сдал свою должность. Но ждал несколько дней попутного самолета. Но приключения мои на этом не кончились. Пришел Ан-12, были еще вещи 2-х семей на Морозовск. Перед таможней мы демонстративно их загрузили, - знали уже кто полетит на этом самолете. Это было вечером, хотели улететь, но «метео» не дало добро. Я потом понял, что надули грузин. На следующий день Горбачев подходит и мне говорит, что они ночью, когда таможенники заснули, с летчиками загрузили ящики с лишним оружием, автоматами и пистолетами и попросил меня сдать по списку в Морозовске и дал опись. Так мы улетели. Но на этом еще не кончаются мои приключения. Когда осталось до Морозовска минут 20 лету нас посадили на учебный аэродром, название уже не помню. Стояли там «ЭЛки» и летали курсанты, так их там было очень много и летали без перерыва. Вот мы сидели, ждали погоды. День, второй. Нам говорят, что там нет погоды, Москва не дает добро на перелет. Позвонили в Морозовск, отличная погода. На третий день пошли на КП, переругались с командиром полка местного, ну немного поддали, нас было человек 15, жили в казарме. Из старших-то были нас двое, - зам по ИАС Володя Цегельный (покойный, к сожалению, светлая ему память!) и я. А про оружие не знал никто, кроме меня, - ящики были под вещами. Вот я ему возьми и скажи, что есть оружие. Он давай меня уговаривать, давай выйдем на «рулежку» с автоматами и постреляем (для Копитнари это было обычное явление). Ну, мы и решились, рулят эти курсанты, а мы на «рулежку» и по магазину в воздух, самолеты встали, к нам командир полка, мы у самолета стоим и говорим или выпускайте, или мы не дадим вам летать. Поговорили, и он уехал, минут через 30 привез наш экипаж, и мы улетели. Потом мы узнали: нам не давали вылет из-за того, что в Беслан перебрасывали много войск. Прилетели, сдал всё оружие, оформил документы и уехал. Всё не напишешь, да кое-что уже забывается. Может где-то не в той последовательности, но все это было и копитнарцы это пережили. Простые офицеры не стонали, мне здорово понравилось, что летчики и техники жили и пережили все это очень дружно. Не могу сказать то же самое о некоторых командирах, кроме начальника штаба.» И ещё Илькам (начальник ПППР): «Нет, тогда, по-моему, все так действовали, о восхищениях никто и не думал, я имею ввиду, простой народ. Я сам восхищаюсь только начальником штаба АП (Андрей Горбачев), ему пришлось пережить много, работать и с народом, да с грузинами. И отвечать за оружие, за наряды, составление рейсов по всему Союзу для семей, встреча экипажей. Короче, вся эта организация. Честно скажу, остальных командиров толком и не помню. Может, конечно, что-то делали, но их не видно было. Очень запомнился гл. инж. по АВ из Тбилиси полковник Дуров, если бы не его поддержка, может быть, москвичи у нас бы забрали все сразу же в
Категория: Воспоминания однополчан | Добавил: shubin (26.03.2023)
Просмотров: 64 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz