Информация от Кузьминского Николая Антоновича
КРАТКАЯ СПРАВКА О 143 бап
Полк сформирован в 1961 году и имел на вооружении самолеты Ил-28 (две аэ - бомбардировщики и одна - разведчики. В 1966г. полк приступил к переучиванию на самолет Як - 28 (бомбардировщики различных серий и модификаций). К концу 1968 г. 1-я и 3-я аэ были готовы к боевым действиям на Як- 28, а 2-я аэ на Ил - 28. В последующем 2 - я аэ переучилась на ЯК - 28 ПП. Дата полного переучивания на Як - 28 требует уточнения. В начале 1977г полк начал переучивание на Су - 24 и к концу сентября 1978 г. был готов к боевым действиям ночью в СМУ.
ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ОШИБОК В СРОКАХ И ДАТАХ ПРОШУ ПОПРАВИТЬ. Кузьминский Николай Антонович Это сообщение из сайта Гарнизон Копитнари.
Информация от Натальи Щербины
Моего отца перевели в Копитнари из Венгрии, из полка ВВС близ Карцага в 1962 или 63 году. На месте городка были финские домики, двух-и трех- этажки, клуб и старый барак возле клуба, в котором находилась школа. В 1964 году я пошла в первый класс в этой школе. Потом в ней был детский сад. Может я ошибаюсь, но летная история Копитнари началась в 61-62 годах. Тогда из Германии и в основном из Венгрии переводили.
Информация от Станислава Семилетова 167-й гвардейский (во время ВОВ прославился как штурмовой) Староконстантиновский ордена Суворова авиационный полк базировался в Копитнари с конца 40-х начала 50-х годов (с развертывания баз НАТО в Турции). Мат.часть И-16, ИЛ-2, ИЛ-10, МИГ-15, МИГ-17П, СУ-9. В 50-е входил в 118 гв. истребительную дивизию ПВО. С формированием Бакинского округа ПВО вошел в состав его 14-го корпуса. В 1967г 167-й полк был расформирован. Долгое время в Копитнари вместе со 167-м гв.полком вплоть до его расформирования базировался 143-й бап ВВС. Информация от Анатолия Усольцева 167 полк ПВО был расформирован в 1976г. Я прибыл в Копитнари в 143 бап из училища летом 1976г. ПВОшники ещё были.И полёты у нас были через день.
Информация от Ивана Холоимова Весной 1954 г. на новый аэродром Копитнари первой приземлилась 4 эскадрилья 367 бомбардировочного авиаполка 188 авиадивизии с аэродрома Далляр (Азер. ССР). Так началась история Копитнари
К лету 1954 года подлетали с разных аэродромов другие эскадрильи. Начали формировать 192 бомбардировочную авиадивизию. Командиром был полковник Жевагин. В составе 192 БАД было три полка. Командиры подполковники Джгерия, Макеев, Раенко. Летали на самолётах Ил-28. В 4 городке были сданы новые, пахнущие краской финские домики (сделано в Финляндии), с сарайчиками и водопроводом в виде колодцев, которые в засуху пересохли. Пришлось тянуть водопровод от водозабора, который находился в районе «холма», за железной дорогой. В каждой квартире размещали по 2-3 семьи. Многие семьи жили в Кутаиси на квартирах. Магазин был в финском домике, позже в нём размещалась музыкальная школа, а начальная школа была в соседнем финском доме. И только в 1957 году построили деревянную (барак) школу восьмилетку, а 9-10 классы так и возили в Кутаиси.
На аэродром ездили через Парцхану! Дороги до перекрёстка не было! Её сделали только в 1958 году! Учитывая пожелания личного состава части местное население открыло «Чепок» в чайной плантации, и с нетерпением ожидало его, особенно в дни получки. С 1956 по 1960 в городке №4 построили 2-х этажные дома, баню, столовую лётно-технического состава, которая позже перейдёт к ПВО, гостинницы и ряд 3-х этажных домов, в одном из них был всем знакомый магазин. Приступили к расселению финских домиков. Открытие клуба с библиотекой и бильярдным залом приурочили к празднику Октября (1960г). В клубе проводили торжественные собрания, конкурсы художественной самодеятельности между эскадрильями, танцы, новогодние вечера, утренники, и, конечно, кино в 19 и21 час. Последний сеанс был только для взрослых, а в воскресенье по 5 копеек для детей. В 1960 году от дивизии останется лишь один полк 928 БАП, в/ч 55174. Командиром в нём был подполковник Зудилов-Герой СССР. В мае 1961 года полк подполковника Зудилова расформировывают! На его «тёплое» место пришёл 167 Гвардейский истребительный Староконстантиновский ордена Суворова полк ПВО в/ч 15570 из Гудаут, Цулукидзе и т. д. Со своими МиГ-17, Як-25 и Су-9, позднее ПВО летали только на Су-9. В конце 1961 года комиссия из Москвы посчитала,что полк Зудилова, то есть «Бомбёры» расформирован без обосновательных причин! Поступил приказ - «Бомбёров» срочно собрать заново!
И вот уже полковник Прозоров собирал в/ч 56651 (дата основания 15 октября 1961 года) из остатков личного состава. Пополнение приходило из ГДР, Венгрии и других гарнизонов. Солдат разместили в «бараках» 1-го городка. Летали много! Буксировали мишени, планеры. С 1962 года эту работу возьмет на себя отдельный буксировочный отряд в/ч 63772. Он летал также на самолетах ИЛ – 28. В 4-м городке офицерские семьи занимали не лучшие дома. С 1962 года на окраине городка разместились ракетчики. Между 3-х и построенными 4-х этажными домами заасфальтировали и осветили улицу. Так появился «Бродвей». В 1967 году построена 2-х этажная школа десятилетка. Недолго занятия проводились в 2-х школах сразу в одну смену! Ученики очень ожидали рёв сирены в полдень, что означало, пора звенеть и звонку с пятого урока. Позже старую школу переделали в детсад ПВО. В 1967 году «Бомбёры» освоили самолёт Як-28. С 1967 по 1970 год командиром в/ч 56651 был полковник Попов. Детей на лето отправляли в пионерские лагеря на море, в Бабушеры ПВО, а в Кобулети «Бомбёры». Иногда в лагерь детей доставляли и на транспортном самолёте Ли-2. Проверено на себе! Совершали экскурсии в пещеры, в музей Маяковского. Всё лучшее - детям ! Семьями отдыхали на море. Ездили на рыбалку на Верхнее или Нижнее озёра под г.Ткибули.
В 1969 году построили пятиэтажки, новую столовую, новый магазин на въезде, сделали КПП. В 1970 году в финских домах сделали детсад напротив школы, а ПВО соорудили «КП»на окраине городка. С 1970 года в в/ч 56651 командир подполковник Кропачев, он трагически погиб с женой и дочерью, выпускницей ПРСШ 1973 года в авиакатастрофе (рейс Кутаиси-Москва) 13 октября 1973 года, его заменил подполковник Серажим. А в 1977 году ПВО расформировали. В их столовой открыли офицерское кафе. Остались в Копитнари лишь только «Бомбёры» на Су-24 и «Буксотряд» на Ил-28 и так до развала СССР! На сегодня в 4-м городке финские дома сравняли с землёй, да и двухэтажные тоже. В больших домах живут беженцы из Абхазии. Всё заросло как джунгли! С аэродромом неизвестно что. Между городком и арыком находится кладбище.
Информация от Бори Дедолко А командирами 167 гвардейского авиаполка с 1960 года были Герой Советского Союза полковник Крамаренко (героя получил за Корею), подполковник Кушнеров (помните Вовку его сына-оторви башка?), подполковник Шрамко (тоже сын-оторви башка и дочка Ира 57 года рождения, с тобой Иван училась), полковник Коваленко (дочка Ира 55 года рождения), полковник Рябов (дочка Лиля тоже 55 года рождения). А Светочка Кропочева училась с Наташиным Жорой . Помню их символические похороны на аэродроме возле ТЭЧ. Светин портрет нес я!
Информация от Оксаны Балинской После Серажима командиром 143 бап был Пиминов Виктор Михайлович, а после него Кузьминский Николай Антонович. Мой папа , п/п-к Балинский Леонид Иосифович, был ст. штурман полка до Мерзлякова А.П. В 1980 году папу перевели служить в Саратов. Вот всё что помню .
Информация от Оли Ротман.
Мой папа пришёл в буксотряд в 1969 году, командиром был Савостин, почти сразу командиром стал Земсков Олег Александрович, командовал он до 75года, после с 75 по 80 командиром был Николаев, имя,отчество пока не вспомнили, с 80 по 83 Бездетко, его сына должны помнить все выпускники 85 года, с 83 по 86 Ходанен, а с 86-го Мельничук командовал уже не летающим буксотрядом, до полного расформирования году в 87-м. Основной задачей буксотряда было обеспечение Очамчирского зенитно-ракетного полигона. Так же они занимались всеми видами разведки, корабли в море, ракетно-ядерных средств, зенитных, радио-технических, аэродромов, войск на марше, линии фронта. В штате было всего 5 самолетов, вообще в наличии - 12, после расформирования Ситалчайского полка нашим достались 16 самолетов, у которых заканчивался срок службы. Наши техники довели все до ума.
Из большего сделали меньшее, но хорошего качества 4 боевых и спарка и 4 экипажа в составе: летчик, штурман и стрелок-радист. В отряде было 16 офицеров, 10 прапорщиков и 25 солдат. Мама моя пришла работать в музыкальную школу городка в 64 году и у неё уже были семиклассники, т.е. школа до нее минимум семь лет работала. Мама говорит, что рядом тогда был пивной бар, где продавали разливное пиво, из бочек. Но тогда люди были воспитаннее и рядом со школой никогда не было драк и потасовок,с ейчас такое соседство трудно себе представить.
Может..кто-то что-то еще может добавить?
|